Вестминстерское исповедание веры
Глава 18. Об уверенности в благодати и спасении
1. Хотя лицемеры и другие невозрожденные люди могут самодовольно обманывать себя тщетными надеждами, полагая в плотском ослеплении, что пользуются милостью Божией и уже снискали спасение[349], их надежды погибнут[350]. Те же, кто истинно верует в Господа Иисуса Христа, искренне любит Его, старается ходить перед Ним в доброй совести, могут в этой жизни быть твердо уверены в том, что пребывают в благодати[351], и радоваться надеждою славы Божией, и эта надежда никогда их не постыдит[352].
2. Эта уверенность – не праздный домысел или правдоподобное мнение, основанное на робкой надежде[353], а непоколебимая убежденность веры, покоящейся на божественной истинности обетований о спасении[354] и на внутреннем свидетельстве тех благодатных даров, о которых даны нам эти обетования[355]. Дух усыновления убеждает нас, свидетельствуя духу нашему, что мы – дети Божии[356], и этот Дух, Которым мы запечатлены в день искупления, есть залог нашего наследия[357].
3. Эта непоколебимая уверенность не принадлежит к тем свойствам, которые составляют самую суть веры, а потому истинному верующему иногда приходится долго ждать и преодолевать многочисленные трудности, прежде чем он обретет ее[358]. Но, получив от Духа способность распознавать то, что по своей милости дарует ему Бог, верующий может, должным образом применяя обычные средства благодати, и без особых откровений прийти к такой уверенности[359]. Поэтому каждый должен со всем усердием утверждаться в своем призвании и избрании[360]. Тогда сердце его расширится в мире и радости во Святом Духе, в любви и благодарности Богу, в твердости и бодрости при исполнении долга послушания[361]; все это – суть достойные плоды уверенности, которая отнюдь не располагает людей к распущенности[362].
4. Уверенность истинных верующих в своем спасении может поколебаться, ослабеть или быть на время утрачена по разным причинам: если верующие, не заботясь о сохранении этой уверенности, впадают в грехи, которые омрачают совесть и оскорбляют Духа; если они подвергаются внезапному или очень сильному искушению; или если Бог лишает даже тех, кто боится Его, света Своего благоволения и позволяет им ходить во тьме, не видя света[363]. И все же они никогда не лишаются полностью того семени Божьего, той жизни в вере, той любви Христа и братьев, той искренности сердца и того сознания долга, из которых в должное время под воздействием Духа вновь произрастает уверенность в спасении[364] и которые удерживают верующих от полного отчаяния до тех пор, пока не придет это время[365].
[349] Иов. 8:13,14; Мих. 3:11; Вт. 29:19; Ин. 8:41
[350] Мф. 7:22,23
[351] 1Ин. 2:3; 3:14,18,19, 21,24; 5:13
[352] Рим. 5:2,5
[353] Евр. 6:11,19
[354] Евр. 6:17,18
[355] 2Пет. 1:4,5,10,11; 1Ин. 2:3; 3:14; 2Кор. 1:12
[356] Рим. 8:15,16
[357] Еф. 1:13,14; 4:30; 2Кор. 1:21,22
[358] 1Ин. 5:13; Ис. 50:10; Мк. 9:24
[359] 1Кор. 2:12; 1Ин. 4:13; Евр. 6:11,12; Еф. 3:17-19
[360] 2Пет. 1:10
[361] Рим. 5:1,2,5; 14:17; 25:13; Еф. 1:3,4; Пс. 4:7,8; Пс. 118:32
[362] 1Ин. 2:1,2; Рим. 6:1,2; Тит. 2:11,12,14; 2Кор. 7:1; Рим. 8:1,12; 1Ин. 3:2,3;
Пс. 129:4; 1Ин. 1:6,7
[363] Пс. 50:10,14,16; Еф. 4:30,31; Пс. 76:2-11; Мф. 26:69-72; Пс. 30:22; Пс. 87; Ис. 50:10
[364] 1Ин. 3:9; Лк. 22:32; Иов. 13:15; Пс.72:15; Пс. 50:8,12; Ис. 50:10
[365] Мих. 7:7,8,9; Иер. 32:40; Ис. 54:7-10; Пс. 21:1; Пс. 87
Этот материал еще не обсуждался.